Андрей Николаенко
Качество объективов


Даже самый простой объектив — это оптическая система, требующая высокой точности изготовления. Поэтому даже объективы с одинаковыми свойствами могут сильно различаться по качеству и, соответственно, стоимости. 

Вы можете ориентироваться исключительно на цену объектива — чем он дороже своих аналогов, тем, вероятно, и качественнее. У многих фирм есть объективы начального и профессионального уровня. Как правило, покупая объектив профессионального уровня, вы можете быть уверены, что у данной фирмы это самое лучшее. Например, линейка профессиональной оптики у фирмы Canon маркируется буквой L, а у фирмы Sigma —буквами EX. 

Как правило, объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фиксы) качественней зумов. У них более простая и эффективная конструкция, и не требуется бороться с недостатками, возникающими от необходимости изменять фокусное расстояние. 

Однако, чтобы быть быть максимально уверенными в том, что вы покупаете, необходимо знать и уметь отличать основные характеристики качества.

Оптическое качество


Объектив может быть неудобным, тяжелым, старым или просто некрасивым, но если ваша цель — получить качественное изображение, то в первую очередь следует обращать внимание на оптическое качество объектива. 

Стекло 

Объектив должен быть сделан из настоящего стекла. Пластмассовые объективы встречаются в самых дешевых камерах-мыльницах, и о них, как правило, не стоит беспокоиться. Ходят слухи, что линзы в дешевых объективах, предлагаемых в комплекте с зеркальными камерами (т.н. "затычки" или киты, от kit — "комплект"), сделаны тоже из пластмассы, однако это не так. Объектив — сложная конструкция из нескольких линз, и некоторые линзы имеют сложный профиль (т.н. асферические элементы). Такой профиль позволяет получить более качественное изображение, и одновременно его трудно сделать из стекла. Поэтому асферические элементы штампуют из специального пластика, что не влияет на качество. 

Качество изготовления стекла в объективах разных фирм можно считать одинаковым, потому что варкой стекла занимаются отдельные заводы, у которых и покупает стекло большинство фирм. 

Не очень качественное стекло может содержать пузырьки. Однако если пузырек находится в передней линзе объектива, на фотографии этого заметно не будет, так же как и довольно крупных царапин. 

Резкость 

Пожалуй главное, на что обращают внимание при проверке объектива — это резкость. Иначе говоря, какую самую маленькую деталь в сцене способен "различить" и передать объектив. Идеальный объектив должен передавать все детали, которые способна запечатлеть пленка или матрица (то есть вплоть до отдельного зерна пленки или пикселя матрицы). Ситуация здесь для всех объективов более-менее одинаковая: резкость всегда наилучшая в центре кадра и становится хуже по краям. Отсутствие резкости называют "мылом" и про нерезкий объектив говорят, что он "мылит". 

Основное отличие хороших объективов заключается в том, что они меньше мылят по краям кадра (но тоже мылят!). Следует заметить, что проверки всегда делаются на полностью открытой диафрагме — чем хуже объектив, тем хуже будет резкость и в центре, и по краям. Если же достаточно закрыть диафрагму, то резкость повысится, и мыльные углы исчезнут даже у самого плохого объектива. 

Для проверки объектива на резкость необходимо выбрать плоскую мишень, содержащую много мельчайших деталей, и сфотографировать ее так, чтобы она занимала весь кадр, с разными значениями диафрагмы. Ось объектива должна быть как можно более перпендикулярна к плоскости мишени, иначе из-за перекоса могут получиться неверные результаты теста. 

При проверке зума следует учесть, что его резкость обычно не равномерна — например, зум может быть более резким на коротком или длинном конце, или где-то посередине. 

Распространенная ошибка допускается при проверке широкоугольных объективов: как правило, тестовая мишень находится очень близко от объектива, в силу чего расстояние до центра и до краев мишени заметно отличается. Поэтому края мишени получаются просто-напросто не в фокусе, так как находятся дальше, чем центр. Это принимают за мыльные края, что не соответствует действительности. Широкоугольные объективы следует проверять на таком расстоянии от мишени, чтобы разница расстояний до центра и до краев не была существенной. 

Плохо собранные объективы могут иметь перекосы линз. От этого они всегда будут мылить в какой-то части кадра, например слева или справа. Это является браком. 

При использовании объективов от пленочных камер на цифровых камерах с уменьшенным кадром можно получить много преимуществ — будет использоваться только лучшая, центральная часть кадра, а все проблемные края останутся снаружи. 

Контрастность 

Контрастность — это способность объектива передавать разницу между темными и светлыми участками изображения. Часто контраст путают с резкостью — хороший контраст позволяет хорошо отличить соседние детали и таким образом создает иллюзию резкости. Однако резкость — это способность воспроизводить сами детали, и если их изначально нет, то контраст здесь не поможет. Бывают объективы резкие (передающие много деталей), но неконтрастные (разница между деталями плохо видна), но контраст можно улучшить потом при обработке фотографии. 

Вообще вопрос контрастности объектива возникает только при наличии контрового света. Это свет, который попадает от источника освещения (Солнца, фонаря) напрямую в объектив. В этом случае контраст обычно резко падает и изображение становится словно затуманенным. Хорошие объективы отличаются тем, что "держат" контровой свет — то есть не сильно теряют контраст. 

 


Блики 

Блики (в английской версии: lens flare) также связаны с наличием контрового света. В обиходе их называют "зайцами" (от солнечных зайцев), и говорят, что объектив "ловит зайцев". Это пятнышки, действительно похожие на солнечных зайцев, которые появляются в изображении. Они могут быть разной формы, цвета и численности. Блики возникают от того, что свет переотражается внутри линз и между линзами. Естественно, чем меньше зайцев — тем лучше, однако полностью эта проблема не решена нигде. Иногда эффект бликов используют намеренно — в PhotoShop даже есть специальные средства для его создания. 
Цветовые искажения

 

 


Цветовые искажения по-научному называются хроматическими аберрациями. В английской среде различают два вида аберраций: PF, Purple Fringing (синяя каемка) и собственно CA, Chromaric Aberration (хроматическая аберрация). В русской литературе обычно используют только один термин ХА (хроматическая аберрация). Все аберрации связаны с тем, что свет в линзах вначале расщепляется, а потом соединяется назад в пучок, но точность этого соединения тем меньше, чем ближе к краям линзы. 

Синяя каемка — вид аберрации, когда вокруг контрастных предметов (например, темные ветки на ярком небе, или ночные фонари) возникает, собственно, синяя или фиолетовая каемка. Чем она толще и заметней — тем хуже качество объектива в данном аспекте. Обычно синяя каемка наиболее заметна в углах кадра и на открытой диафрагме. Закрывание диафрагмы приводит к ее уменьшению вплоть до полного устранения. Синей каемкой могут страдать даже самые качественные (в остальных областях) объективы. 

Хроматическая аберрация — это появление на границах объектов красных и зеленых контуров. Красный контур с одной стороны объекта, а зеленый с другой. Обычно тоже встречается преимущественно на краях кадра и устраняется закрыванием диафрагмы, но некоторые объективы могут давать небольшую ХА (толщиной в 1 пиксель) даже в центре кадра и на закрытой диафрагме. 

 

Геометрические искажения (дисторсия) 

Свойство объектива передавать прямые линии прямыми, квадраты — квадратами, круги— кругами без искажений называют "геометрией". 

Объектив с хорошей геометрией должен передавать сцену без искажений, или без дисторсии (анг. distortion). 

Существуют два вида искажений: бочкообразное, "бочка" (barrel distortion) и подушкообразное, "подушка" (pincushion distortion). 

Бочка характерна для широкоугольных объективов — при широком угле обзора получается, что центр кадра расположен ближе, чем края, вследствие чего центральная часть становится более выпуклой, а прямые линии выгибаются наружу. Особенно заметна бочка на малой дистанции — с увеличением расстояния разница между центром и краями кадра постепенно исчезает. В общем-то это нормальное поведение для широкоугольных объективов, но тем не менее в некоторые встроены специальные средства исправления геометрии. Например, широкоугольный зум Sigma 12-24 EX вообще не имеет геометрических искажений. 

Подушка характерна для телевиков — это обратное бочке явление, при котором прямые линии выгибаются внутрь и кадр становится не "выпуклым", а "вогнутым". Подушка встречается гораздо реже и в основном в зумах большой кратности. Практически каждый зум на коротком конце имеет бочку, а на длинном — подушку. Это плата за универсальность. 

В общем и целом, подобные искажения можно увидеть лишь на тестовых снимках. На большинстве реальных сюжетов вы их не заметите. 

Существует еще один тип искажения, который ошибочно ставят в вину объективу —перспективное. Мы хорошо с ним знакомы — например, глядя, как вдали сходятся рельсы, мы видим именно перспективное искажение, хотя искажением его вовсе не считаем. 

Широкоугольные объективы обладают выраженным перспективным искажением, но это нормально. Например, фотографируя высокий дом снизу, мы заметим, что он сильно сужается кверху и заваливается набок. Это не вина объектива, а свойство перспективы— то же самое, которое заставляет сходиться рельсы. 

 

Виньетирование 


Виньетированием называется затемнение изображения по углам кадра. Обычно оно наблюдается на коротком фокусном расстоянии и открытой диафрагме. Хорошие объективы виньетируют меньше, но редко кто совсем избавлен от этого недостатка. В реальной жизни виньетирование заметно только на кадрах, включающих обширное, равномерно освещенное пространство, вроде чистого неба или белой стены, в остальных случаях его не видно. 

Рисунок и боке 

Рисунок объектива — наиболее субъективное понятие, хотя его в какой-то мере можно привязать к контрасту. Говорят, что объектив рисует жестко или мягко. Одни объективы подходят для пересъемки печатных текстов, другие — для создания портретов. Рисунок может быть "воздушный", "звенящий", или "слишком грубый". Сам по себе рисунок не бывает лучше или хуже — просто есть задачи, для которых один рисунок подходит лучше, чем другой. В общем, к этим понятиям все приходят самостоятельно по мере занятий фотографией. 

Боке имеет довольно тесную связь с рисунком и его можно оценить достаточно просто. Боке — это японское слово (в англоязычной среде пишется bokeh, при переводе часто путают и называют "бокен", что неправильно). Обозначает оно "рисунок в зоне нерезкости". Что такое зона нерезкости, проще показать на примере: главный объект в в сцене обычно резкий, то есть находится в зоне резкости, а все объекты перед ним и за ним — нерезкие, то есть находятся в зоне нерезкости. Нерезкие объекты выглядят размытыми. Характер этого размытия и есть боке. Если размытие плавное, приятное, не отвлекающее — то боке и рисунок объектива считается хорошим. Если размытие выглядит как набор раздваивающихся линий и колец, от него рябит в глазах — то боке и рисунок объектива считается плохим. Характер боке зависит от расстояния до объекта, от расстояния между объектом и фоном, от фокусного расстояния объектива и от использованного значения диафрагмы. Поэтому в некоторых случаях можно получить как хорошее, так и плохое боке с одним и тем же объективом. 

Также считается, что чем больше лепестков в диафрагме объектива, тем лучше получается боке. Количество лепестков диафрагмы указывается в паспорте объектива и варьируется обычно от 6 до 9. 

Еще один способ оценки боке — по точечным источникам света в зоне нерезкости. Это могут быть как фонари, так и, например, блики на воде или на деревьях. Источники света должны выглядеть как правильные, равномерно окрашенные круги. Если они окрашены неравномерно, то есть края светлее чем середина, это считается хуже. Самое плохое — когда вместо кругов получаются кольца. 

Плохое боке. Объектив Мир-20.

Механическое качество


Итак, если некоторый набор объективов удовлетворяет всем требованиям оптического качества, то далее следует выбирать те, которые лучше сделаны механически. 

Металлический байонет 

Байонет — место, которым объектив присоединяется к камере. Это кольцо со специальными выступами. Байонет обычно делают из металла, но в самых дешевых объективах он пластмассовый, что приводит к его быстрому износу. 

Металлический корпус 

Лучшие объективы сделаны из металла, более дешевые — из пластмассы. Металл более прочен и меньше поддается температурным и прочим деформациям. Точность изготовления металлических объективов выше. 

Почти все старые механические объективы сделаны из металла, а стоят недорого. Это добротные вещи. 

Металлические объективы тяжелее, чем пластмассовые. Если объектив тяжелый —значит, он хороший. 

Защита от погоды 

Некоторые профессиональные объективы защищены от попадания пыли и воды. Вот только к ним полагается такая же профессиональная защищенная камера, иначе особого толку не будет. 

Мотор автофокуса 

Современные объективы снабжаются системой фокусировки. С помощью переключателя вы можете включить либо автоматический фокус, либо ручной. Внутри объектива стоит мотор, двигающий линзы. Мотор может быть обычный или ультразвуковой. Ультразвуковой мотор работает быстрее и тише обычного, а также позволяет использовать ручной фокус в любой момент, без использования переключателя. Объективы с ультразвуковым мотором маркируются как USM (UltraSonic Motor — Canon), HSM (HyperSonic Motor — Sigma), и пр. 

Стабилизация изображения 

В новейшие объективы встраивают стабилизацию изображения — специальные датчики следят за дрожанием объектива и передвигают линзы так, чтобы изображение всегда оставалось на месте. Это позволяет получить более четкие снимки в более трудных условиях по сравнению с обычными объективами. Объективы со стабилизацией маркируются как IS (Image Stabilization — Canon), OS (Optical Stabilization —Sigma), VR (Vibration Reduction — Nikon), и пр. Фирма Minolta встраивает систему стабилизации AS (Anti Shake) прямо в камеры, поэтому она работает с любыми объективами, даже самыми старыми. 

Внутренняя фокусировка 

Под внутренней фокусировкой понимают разные технические решения, но в основе лежит одно главное свойство — при фокусировке передняя часть объектива не вращается. Это позволяет надевать на него фильтры, работа которых зависит от угла поворота (например, поляризационные), а также фигурные бленды. (Бленда —"воротник", надеваемый на объектив, чтобы исключить попадание бокового света. Фигурные бленды имеют выступы разного размера сверху, снизу и по бокам. Прочие бленды — просто круглые.) 

http://www.x3photo.ru/?dir=/info/photofaq/lensquality

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz